Семученко Ольга Александровна

Суббота, 18.05.2024, 20:59

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Консультационный материал.

«Основные правила общения с детьми с ОВЗ»

               Памятка для родителей воспитывающих детей

с ограниченными возможностями здоровья

                   

                      «Основные правила общения с детьми с ОВЗ»

  • Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать. Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Готовность «Основные правила общенияуслышать обычно выражается невербально (сосредоточение взгляда, замирание, изменение общего тонуса и т.д.).
  • Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом. Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше лицо оказалось в поле его зрения.
  • Постарайтесь говорить мало и не быстро. Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Вместо: «А теперь уже половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы будем гулять», скажите просто: «Идем гулять». Обилие слов превращает речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание.
  • После своих реплик оставляйте паузы для ответа. Не забывайте оставлять ребенку возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же. Вероятно, вначале это будут не слова, а вокализация, жест, взгляд или изменение тонуса. Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным способом, обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.
  • Важно не забывать обращаться к ребенку по имени! Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся, Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для вас варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться к нему именно так.

Это основные правила общения, которые помогут выстроить взаимодействие и получить ответ от ребенка. Не торопитесь и будьте внимательны к вашему собеседнику, и у вас все получится!

             

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

 

  • Примите ребенка таким, как он есть.
  • Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.
  • Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением.
  • Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни телефон не заменят вас.
  • Больше читайте, как специальную литературу, так и художественную.
  • Следуйте рекомендациям специалистов.
  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети с особенностями развития. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Ребенок не требует от вас жертв. Не забывайте о себе и других членах семьи. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
  • Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели или учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
  • Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
  • Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
  • Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с педагогом, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
  • Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
  • Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения

                                       Успехов Вам в воспитании детей!

 

 

 

Категория: Консультационный материал. | Добавил: semuchenkoo (01.12.2023)
Просмотров: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0