Семученко Ольга Александровна

Суббота, 18.05.2024, 21:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Консультационный материал.

«Адаптация у первоклассников с ограниченными возможностями здоровья»

Рекомендации родителям

Тема: «Адаптация у первоклассников

с ограниченными возможностями здоровья»

 

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к школе понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) более протяженный. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.

Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях учебы и поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Все это повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей, школьного педагога-психолога и родителей.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

1.      Несформированность «внутренней позиции школьника».

2.      Слабое развитие произвольности.

3.      Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.

4.      Подчинение новым для него правилам школьной жизни.

5.      Общение с учителем.

6.      Принятие учебной задачи.

7.      Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.

8.      Отношение к себе.

9.      Завышенные требования со стороны родителей.

10.  Состояние здоровья и уровень физиологического развития.

11.  Леворукость.

12.  Нарушение эмоционально-волевой сферы.

 

 

 

Рекомендации родителям:

  • Развивайте внутреннюю мотивацию детей.

Для этого желательно:

- предоставить ему свободу выбора;

- максимально снять внешний контроль;

- сделать возможным, чтобы интерес и радость были основными переживаниями школьника в процессе обучения;

- учитывать запросы, интересы и устремления детей;

- самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!».  Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок, в каком то, виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти;

- поддерживать веру в себя, ведь уверенность в себе и собственных силах способствует усилению внутренней мотивации.

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Отвечайте по возможности честно и терпеливо на любые вопросы ребенка.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  •  Не добивайтесь успеха силой.
  •  Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.
  • Будьте последовательны в своих действиях и требованиях.
  •  Признавайте право ребенка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу, если  родители верят в успех, спокойно и ровно относятся к своему ребенку, то тем самым они помогают ему справиться со всеми трудностями. Чаще хвалите своих детей. Помните, ребенок относится к себе так,  как относятся к нему взрослые.
  • Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

 

Основные показатели для родителей,

говорящие о благоприятной адаптации ребенка:

- первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время он понимает, что главная цель его пребывания в школе – обучение, а не игры на переменах или в группе продленного дня.

- первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

- первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

- у него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

-  ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.

- на вопрос «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает «Нет!».

 

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к обучению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.

 

                                        Желаю успехов!

 

Категория: Консультационный материал. | Добавил: semuchenkoo (30.03.2024)
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0