Рекомендации родителям
Тема: «Адаптация у первоклассников
с ограниченными возможностями здоровья»
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к школе понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) более протяженный. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.
Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях учебы и поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Все это повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей, школьного педагога-психолога и родителей.
Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:
1. Несформированность «внутренней позиции школьника».
2. Слабое развитие произвольности.
3. Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.
4. Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
5. Общение с учителем.
6. Принятие учебной задачи.
7. Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
8. Отношение к себе.
9. Завышенные требования со стороны родителей.
10. Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
11. Леворукость.
12. Нарушение эмоционально-волевой сферы.
Рекомендации родителям:
- Развивайте внутреннюю мотивацию детей.
Для этого желательно:
- предоставить ему свободу выбора;
- максимально снять внешний контроль;
- сделать возможным, чтобы интерес и радость были основными переживаниями школьника в процессе обучения;
- учитывать запросы, интересы и устремления детей;
- самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!». Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок, в каком то, виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти;
- поддерживать веру в себя, ведь уверенность в себе и собственных силах способствует усилению внутренней мотивации.
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
- Отвечайте по возможности честно и терпеливо на любые вопросы ребенка.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой.
- Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.
- Будьте последовательны в своих действиях и требованиях.
- Признавайте право ребенка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу, если родители верят в успех, спокойно и ровно относятся к своему ребенку, то тем самым они помогают ему справиться со всеми трудностями. Чаще хвалите своих детей. Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
- Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Основные показатели для родителей,
говорящие о благоприятной адаптации ребенка:
- первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время он понимает, что главная цель его пребывания в школе – обучение, а не игры на переменах или в группе продленного дня.
- первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
- у него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
- ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
- на вопрос «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает «Нет!».
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к обучению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
Желаю успехов!
|