Сценарий образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Культура и традиции русского народа»
Цель – приобщение детей к истокам русской культуры.
Задачи:
- Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре.
- Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.
- Познакомить с другими традициями: хлебосольство, гулянья, хороводы, чаепитие.
- Обогащать словарь детей новыми словами.
- Воспитывать любовь к Родине, народу, его традициям.
Материалы и оборудование: самовар, накрытый стол скатертью и приборами, выставка книг «Русские народные сказки», выставка предметов декоративного искусства (Гжель, Хохлома, Дымка, матрешки и пр., папки «Наши праздники» (Масленица), иллюстрации «Хлебосольство», уголок народной игрушки, музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель:
Чтение стихотворения „ Необъятная страна" В. Степанова.
Если долго - долго - долго
В самолете мне лететь
Если долго - долго - долго
На одну страну смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
-О какой стране идет речь в этом стихотворение?
-Как вы догадались, что это стих о России?
-Что вы можете рассказать о нашей стране: (рассматривание карты) (большая и красивая; много лесов, полей, рек, зверей и птиц; есть горы, где добывают полезные ископаемые; сильная и могучая, миролюбивая; живут талантливые люди).
- В чем же проявляется талант нашего народа? (Сочиняет сказки, песни; умеет делать различные красивые предметы: игрушки, посуду.)
-Да русский народ очень талантливый. Мы читали и знаем много русских народных сказок (обратить внимание на выставку книг). Какие сказки вы знаете?
-Какие русские народные песни мы разучивали и пели?
-А еще мы знакомились с предметами народно-прикладного искусства, сделанными русскими мастерами. Что это за предметы?
(Обратить внимание на выставку)
II. Знакомство с новой темой
Воспитатель: сегодня я хочу познакомить вас с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? (Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки).
В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции? (именины, проводы в Армию, Масленица, коляда, Пасха). Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете.
Хлебосольство
- В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)
Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
Выходят 2 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.
Жанна: Жива традиция. Жива –
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Арина: И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Кланяются гостям, детям, воспитателям и вручают хлеб – соль.
Воспитатель: русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ иллюстрации).
Воспитатель:
Традиция - народное гулянье
– Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.
Хороводы
Еще одна замечательная традиция – водить хороводы в праздники Ивана Купала, Новый год, Масленицу, играть в хороводные игры.
- Еще одна традиция русского народа:
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хороводы.
- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы.
- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни.
Хоровод „ Калинушка"
Народная игра «Коробейники» (под запись песни «Коробейники») :
Жили русские затейники,
Их прозвали коробейники.
Игра есть о них у нас,
Поиграем мы сейчас.
2 команды. Участники берут в руки яркие подносы, на которых разложены игрушки (7-10 шт.) Нужно пробежать по прямой до стульчика, обогнуть его и вернуться назад к линии старта, не уронив ни одной игрушки.
Чаепитие
- Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.
Чтение стихотворений.
- Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
- От всех невзгод, от всех болезней
Российский чай всегда полезней.
- Наш гость сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай!
И на вкус весьма приятный.
И усталость прогоняет.
И друзей за стол зовет.
Воспитатель:
- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл
Релаксация
Воспитатель: с какими традициями русского народа мы познакомились?
Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.
Воспитатель: ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
|