Семученко Ольга Александровна

Суббота, 18.05.2024, 18:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Информация для родителей.

"Готовим детей к обучению грамоте"

Рекомендации родителям

«Подготовка детей к обучению грамоте»

 

Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как ребёнок овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе.
Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать.

При обучении детей важно помнить, что:

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.
Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шести летних 25 минут.

Хвалите, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте.

1.Развитие зрительного восприятия и внимания
2. Развитие слухового восприятия и внимания
3.Развитие связной речи
4.Деление слов на слоги
5.Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа
6.Звуковой анализ и синтез
7.Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов

1 этап: Развитие зрительного восприятия и внимания

Задание №1. Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры. Такие игры по выкладыванию фигур проводите ежедневно.
Задание №2. Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона. Предложите ребенку самому пофантазировать и придумать, что можно сложить из этих фигур.  Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под

2 этап: Развитие слухового восприятия и внимания

Задание №1. Упражняйте ребенка в различении неречевых звуков. Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка и т.п.
Задание№2. Упражняйте в различении речевых звуков. Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку. Обратите внимание ребенка к своим губам, как рот широко открыт, когда произносите звук [а]; как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у]; как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и].  Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим.

3 этап: Развитие связной речи

Задание№1. Попросите ребенка, рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду. 
Задание№2. Упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки». Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.

4 этап: Деление слов на слоги

Задание№1. Предложите отхлопать в ладоши, протопать слоги в словах ва-та, ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч.
Задание №2. Составьте с ребенком слова из слогов:
— Если сказать ШУ, а потом БА, что получится?
— Если произнести слоги СА, ПО, ГИ, что получится?

5 этап: Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа

Предложите ребенку задания:
— закрашивать предметы, не выходя за контур;                                                                              
— проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;                        
— обводить рисунок по точкам.                                                                                                        
— штриховать в разных направлениях;                                                                                            
— обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

6 этап: Звуковой анализ и синтез

Задание №1. Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а. Предложите упражнения: — Если я произнесу у-у, а потом и-и, что получится? (Уи) 
— Я пою ои. Какой звук я произношу сначала, а какой потом?
Задание №2.Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:
— Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?                                              
— Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком. 

7 этап: Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.

Задание №1. Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.
Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
— составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
— составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
— составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
— составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
— составление и чтение предложений. 

Уважаемые родители!

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения и доброжелательности.
 

Успехов вам в занятиях с вашими детьми!

 

 

 

Категория: Информация для родителей. | Добавил: semuchenkoo (04.11.2022)
Просмотров: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0