Семученко Ольга Александровна

Суббота, 18.05.2024, 15:56

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

"Мир камней"
[ Скачать с сервера (1.99 Mb) ] 09.05.2016, 06:25

Тема: «Мир камней»

                                                                                    Разработала: Семученко О.А.

                                                                                  воспитатель I кв. категории

Интеграция областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Социально - коммуникативное развитие»
  • "Речевое развитие"
  • «Социально - коммуникативное развитие»
  •  «Физическое развитие»
  • «Художественно - эстетическое развитие»

Цель: расширение представления детей о свойствах камней в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  • Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.    

 Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня.
  • Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Предварительная работа:

Создание коллекции камней, изучение свойств камня, чтение худ. литературы.

Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозапись, компьютер, проектор, слайдовая презентация, камни разных форм, размеров, разного цвета, кусочек дерева, гвоздь, молоток, лимонный сок, ёмкость с водой.

Ход исследовательской деятельности:

I часть: орг. момент.

Воспитатель: дружно за руки возьмёмся, в маленький круг все соберёмся. Давайте представим, что мы с вами большая гора.

(звучит  аудиозапись)

Слайд 1: на слайде каменная гора.

Стоит гора-Старушка –

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает.

И камешки теряет

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

(Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.)

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось

От нашей горы!

(Дети двумя руками показывают на опустевшее место)

Слайд 2: на слайде рассыпанные камни.

Воспитатель: раскатилась гора на камешки, а я шла, да несколько нашла. Только вот не знаю все ли это у меня камешки. Поможете мне определить?

Как мы это можем сделать?

Дети: провести опыты.
Воспитатель: отлично, когда мы определим какие из них камни, вы сможете внести их в свою коллекцию. Давайте пройдём в нашу лабораторию.

(дети проходят за столы)

 II часть; Работа в лаборатории.

Воспитатель: прежде чем начать работать, давайте вспомним правила безопасности в ходе экспериментирования.

Дети:

  • Выполнять работу за столом.
  • Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить материалы.
  • В процессе работы постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.
  • Внимательно выслушивать задания воспитателя.
  • После игры с камнями тщательно вымыть руки с мылом.

Нельзя:

  • подбрасывать камни вверх;
  • тереть грязными руками глаза;
  • брать камни в рот;
  • разбрасывать камни по группе.
  • бросать в товарищей по игре.

Воспитатель: вспомните, какие вы знаете свойства камней?

Дети: они не меняют форму.

Воспитатель: как можно это определить? (Сжать)

Дети: они твердые.

Воспитатель: как вы это определите? (постучать, поцарапать)

Дети: тяжелые, тонут в воде. (опустить в воду)

Дети: не растворяются в воде. (помешать ложечкой в стакане с водой)

Дети: камни разные по весу.

Воспитатель: все эти свойства камня нарисованы в ваших исследовательских таблицах.

Слайд 3: алгоритм исследования камней.

Посмотрите на таблицу. В ней изображены символы исследования камней, а рядом пустые клеточки. Я предлагаю разбиться вам на пары, возьмите один из предложенных предметов. Проведите с ним 4 опыта. Занесите результаты в таблицу. Сделайте вывод: является ли ваш предмет камнем.

Воспитатель: что вы хотите выяснить? Какие у вас будут гипотезы?

Дети: мы хотим выяснить, что вы нашли: камни или нет. Для этого мы проведём опыты и выясним все ли предметы являются камнями. Мы думаем, что эти предметы не все являются камнями.

Воспитатель: что вам понадобится?

Дети: камни, ёмкости с водой, молоточек, ложка.

Опыт 1. Плавучесть и растворимость.

Цель: выявить все ли предложенные предметы тонут в воде.

Материал и оборудование: ёмкость с водой, камень речной, уголь, мел, кусочек глины.

Ход опыта:

Дети берут банку с водой и осторожно по очереди кладут камни в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Воспитатель: все ли предметы потонули в воде? Как вы думаете, почему некоторые не у тонули в воде?

Дети: это не камни, они легче воды.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт №2. Растворимость в воде.

Цель: выявить все ли предложенные предметы не растворяются в воде.

Материалы: камни, мел, кусочек глины, уголь, ёмкости с водой, ложка.

Ход опыта.

Воспитатель: мы знаем, что камни в воде не растворяются.  Как вы думаете, что произойдёт с нашими предметами в воде?

Дети: они не растворятся в воде.

Воспитатель: давайте проверим.

Дети поочерёдно опускают в ёмкость с водой камень, мел, уголь, глину; перемешивают ложкой, наблюдают и делают выводы.

Воспитатель: ваши предположения были верны?

Дети: нет, одни предметы растворились в воде, а другие нет.

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

Дети: вы нашли и принесли не только камни.

Воспитатель: молодцы! Положите, пожалуйста камни в вашу коллекцию, а другие предметы оставьте на столе.

(Дети уносят камни в коллекцию, остаются на ковре)

 Воспитатель: Как мы можем узнать, что – то новое о камне?

Дети:

-Мы можем посмотреть по телевизору.

-Мы можем прочитать об этом в книге.

-Спросить у взрослого.

-Провести опыт (наша лаборатория готова к работе).
Воспитатель: с чего бы вы хотели начать?

Дети: провести опыты.

Воспитатель: предлагаю сначала поиграть.

Разминка.

С другом мы гулять пойдем,

Речку – каменку найдем.                            (встают парами, шагают на месте)

Речка весело журчит

И по камушкам бежит.                                (руки вперед, движение «волна»)

Через речку мы вдвоем

По мосточку перейдем.                                             (шагают на месте)

Мостик каменный стоит,                         (пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.                                      (руки вперед, движение «волна»)

Из камней построен дом,                                 (движение «кулачок об кулачок»)

Мы с тобой в него войдем.                       (руки над головой в форме «крыши»)

Мостик каменный стоит,                        (пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.                                     (руки вперед, движение «волна»)

Домик прочный из камней,                       (руки над головой в форме «крыши»)

Для друзей всегда открыт!                            (руки в стороны ладонями вперед).

Воспитатель: а сейчас проходим в лабораторию и продолжим наше знакомство с камнями.

Опыт 3.: Определение температуры.

Цель: выявить имеют ли камни температуру.

Материал: камни разных размеров.

Ход опыта:

Воспитатель: как вы думаете, у камней есть температура?

Дети: у камней нет температуры.

Воспитатель: ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? Наша кожа может быстро определять температуру.

Воспитатель: сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность. Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный. Как это можно сделать?

(предположения детей)

(Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Воспитатель: что вы чувствуете?

Дети: камень тёплый.

Воспитатель: ваше предположение подтвердилось?

Дети: нет. Камни имеют температуру.

Вывод: камни имеют разную температуру.

(дети заносят результат опыта в таблицу)

Опыт 4..  Определение характера поверхности.

Цель: показать, что камни бывают разные по гладкости поверхности.

Материал: камни, разные по шероховатости поверхности.

Ход опыта:

Воспитатель: как вы думаете, у всех ли камней одинаковая поверхность?

Дети: камни имеют разную поверхность.

Воспитатель: сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Воспитатель: почему у него нет острых углов?

Дети: вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.

 Воспитатель: ваши предположения подтвердились?

Дети: да.

Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

(результат опыта дети заносят в таблицу)

Опыт 5. Определение твёрдости.

Цель: определение твёрдости камней.

Материал: камни разных размеров, дерево, гвоздь, молоток.

Ход опыта:

Воспитатель: как вы думаете, камень твёрже дерева?

Дети: камень твёрже дерева.

Воспитатель: как можно это доказать?

Дети: постучать по дереву и камню, забить гвоздь.

Воспитатель: давайте проверим. Что нам для этого понадобится?

(ответы детей)

Воспитатель: я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель: а сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается. Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

(результаты опыта заносим в таблицу)

Опыт 6. Камни издают звуки.

Цель: выявить издают ли камни звуки.

Материал: камни, лимонный сок.

Ход опыта:

Воспитатель: как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Дети: нет.

Воспитатель: как можно это проверить?

(ответы детей)

Воспитатель: постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Как вы думаете, что произойдёт?

(ответы детей)

Воспитатель: что происходит?

Дети: камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок.

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

Вывод: камни могут издавать звуки.

(результаты опыта заносим в таблицу)

Таблица исследования камня

http://festival.1september.ru/articles/602705/img1.gif

http://www.clipproject.info/images/joomgallery/details/objects_33/hammer_clipart_20121124_1143656976.gif

http://festival.1september.ru/articles/602705/img3.gif

III часть: заключительная.

(проводится на ковре)

Итог занятия:

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего запомнилось?

Слайд 4. Алгоритм исследования камней

Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, сделать важный вывод о свойствах камней? 

(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Воспитатель: говорят, что камень может впитывать хорошее и передавать другому человеку. Пусть этот камень приносит вам удачу.

Камень, камень

Возьми тепло моих рук,

Жар моего сердца

И подари моему другу»

(Дети передают камень друг другу)

Воспитатель: ребята, а камень – то стал такой теплый, вы согрели его теплом своего сердца. Всем спасибо за работу.

Категория: Мои файлы | Добавил: semuchenkoo
Просмотров: 732 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Категории раздела

Мои файлы [19]
Каталог статей [0]
Информация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0