Презентация проекта воспитанникам подготовительных групп ДОУ
Тема проекта: «Ханты – коренные жители нашего города»
Семученко О.А., воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Направление: дошкольное образование
Тема: «Ханты – коренные жители нашего города»
Тип: итоговое мероприятие по познавательно – исследовательской деятельности.
Возраст: дети подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей:
- Физическое развитие.
- Социально - коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Художественно - эстетическое развитие.
- Речевое развитие.
Цель: Формирование представлений детей о жизни коренных жителей родного города.
Задачи:
- Сформировать у детей начальные знания о коренном населении г. Стрежевой.
- Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить.
- Формировать умение выразительно читать стихи.
- Совершенствовать координацию речи с движением.
- Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.
- Обучать составлению рассказа, используя развёрнутые и полные предложения.
- Развивать умение воспринимать информацию и пользоваться ею.
- Познакомить с бытом, одеждой, национальным орнаментом народов ханты.
- Дать знания о жилищах – чумах, средствах передвижения – нартах, оленьих упряжках, об одежде коренных народов.
- Развивать познавательный интерес к культуре коренных народов Севера.
- Воспитывать чувство гордости и уважения к родному краю, его жителям.
Предварительная работа: посещение городского краеведческого музея, чтение произведений о жизни хантов, беседа о культуре, национальных традициях коренных жителей, разучивание игр, продуктивная деятельность, заучивание стихотворений.
Материал и оборудование: проектор, презентация, карта Томской области, карточки – знаки, аудиозапись, экспонаты мини музея.
Словарная работа: чум, коренные народы, нарты, малица, пасан, пимы, орнамент.
Ход образовательной деятельности:
I.Организационный момент.
Воспитатель: справа друг и слева друг, встали все в большой мы круг.
Вы на карту посмотрите,
И Стрежевой на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем…
Слайд 1. На слайде карта Томской области.
(Дети находят Стрежевой)
Слайд 2. На слайде фото города.
Аня:
Совсем не старый город
Лежит в тиши лесной,
Зовётся как – то странно,
Но звучно Стрежевой!
Среди тайги и топи
Растёт не в ширь, а в глубь.
То нефти, газа россыпи
Благословляют труд.
Богат лесов дарами,
Природы простотой,
Людьми, что славят город,
Мой город – Стрежевой!
Воспитатель: ребята, перечислите: люди каких национальностей живут в нашем городе.
Дети: русские, украинцы, армяне, татары, башкиры и другие.
Воспитатель: почему люди со всех концов нашей страны едут на север?
Дети: потому что стране нужна нефть, здесь нужны рабочие руки, строители, нефтяники, чтобы строить города в Сибири и добывать нефть, газ.
Воспитатель: кто назовет коренных жителей нашего города?
Дети: ханты.
Воспитатель: сегодня мы проведём экскурсию по нашему музею. Давайте вспомним правила поведения в музее.
Слайд 3. На слайде знаки – символы о поведении в музее.
(гости отвечают)
Воспитатель: как называют человека, который проводит экскурсию?
Дети: экскурсовод.
Воспитатель: экскурсоводами будут дети нашей группы, они познакомят вас с жизнью и традициями хантов.
И так начинаем нашу экскурсию.
Слайд 3. На слайде фото хантов.
1-ый ребёнок: Ханты - это малочисленный народ, проживающий на территории нашего города. Обычно ханты – это люди невысокого роста, с прямыми черными или темно-каштановыми волосами, смуглой кожей, глаза темные.
Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Занимаются ханты охотой, рыбной ловлей, разводят оленей, собирают лесные ягоды, кедровые орехи. Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько я годы - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту. Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер.
Воспитатель: проходите, пожалуйста, в первый зал. Вас приветствуют экскурсоводы Даниил и Настя.
Первый зал:
Даниил: раньше ханты жили в чумах. Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Чум состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий из оленьих шкур. Чем больше шестов, тем вместительнее чум. Установка чума - дело всей семьи, даже дети принимают в нем участие. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума.
В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Порог - особенное место: возле него находится обувь и дымокур, чтобы отпугивать комаров. Мужская половина - передняя сторона напротив входа. Женская половина - правый угол. Домашние святыни хранятся в передней стороне напротив входа.
После установки чума, женщины застилали постели внутри. Поверх циновок клали оленьи шкуры. У самого основания шестов складывали малицы и другие мягкие вещи. Днем всё это сворачивалось, а на ночь хозяйка раскладывала постель.
Настя:
По поверьям хантов и манси, дух дома живёт в очаге огня. Огонь освещает, согревает жилище, отпугивает от него злых духов., предупреждает своим треском хозяев об опасности. Представляли огонь в виде женщины – хозяйки, от которой зависело благополучие и здоровье всех его обитателей. Ей шили маленькое платье из красной материи, клали на угол очага угощение. Огонь нельзя было ворошить железными предметами, бросать в него мусор и объедки. Разводить огонь могла лишь старшая женщина в семье - жена его главы. Посторонним запрещалось даже подкладывать в очаг дрова, а гости, приехав в чужой чум, не могли развести огня без хозяина. Для еды в хантыйских домах к нарам придвигали маленький столик со столешницей из досок – «пасан».
Первыми за стол садились взрослые мужчины во главе с хозяином дома. Лишь после того как поедят мужчины, наступала очередь детей и женщин. Ребятишек учили вести себя за столом сдержано. Не полагалось ничего просить, «За столом не потягиваются – бедным будешь». Во время еды запрещалось разговаривать, а уж тем более относиться к еде неуважительно – ронять и разбрасывать пищу.
Воспитатель: приглашаем в следующий зал. Вас приветствуют экскурсоводы: Вика и Рита. Они познакомят вас с одеждой хантов.
Второй зал
Вика: ханты сами шили себе одежду и обувь из оленьего меха. Теплое пальто с капюшоном называется малица, шубку у женщин называют сах, а обувь кисы. Шапка и рукавицы пришиты к малице, в рукавице есть прорезь. Через нее проходит рука, когда нужно разжечь огонь или выстрелить из ружья. Одежда и обувь из оленьего меха теплая и красивая. Для украшения своей одежды использовали бисер и орнамент.
Слайд 4: на слайде образцы орнамента.
Рита: здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название, например, копытце жеребёнка, половина рога оленя, целый рог, копытце взрослого оленя, сидящих утят, маленькую ёлку, корень дерева, ветку осины. Рассмотреть орнаменты вы можете в книге Е. А. Осторотовой «От печки».
Воспитатель: жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках прыгают через нарты, стреляют из арбалета, соревнуются в езде на оленьих упряжках, играют в народные игры. Уважаемые гости, приглашаем вас поиграть в хантыйскую игру «Юрта». Для этого вам нужно рассчитаться на первый – второй. Первые номера образуют внутренний круг, вторые – внешний.
Чтение стихотворения В. Берестов «Юрта»
Юрта, юрта, круглый дом,
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва –
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
(на строки стихотворения внутренний круг идёт в одну сторону, внешний - в другую. На слово «том» стоящие во внутреннем круге поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Дети из внешнего круга проходят в ворота и продвигаются прыжками к своей паре. Остальные хлопают. Затем подают руки своей паре и начинают кружиться. Затем дети меняются местами.)
Воспитатель: наша экскурсия продолжается. Её продолжит экскурсоводы Миша и Рита.
Миша: предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха. Основной пищей у хантов были рыба и мясо.
Рыбу ели сырую (свежую и мороженую), вареную, вяленую, жареную и сушеную. Из ее внутренностей вытапливали рыбий жир, который употребляли с другими продуктами: ягодами, рыбой, мучными изделиями. Основным источником мяса были крупные промысловые звери - лоси и дикие олени. Боровую и водоплавающую дичь ели как в сыром, так и в вареном виде. Грибы не употребляли в пищу: их считали "нечистыми", это был олений корм.
Рита: ханты почитали медведя, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. Медвежий праздник - это самый любимый праздник хантов и манси. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Воспитатель: Аня расскажет о первых игрушках детей.
Аня: Хантыйские дети большую часть времени проводили на улице. Камешки, сучки, перья, найденные в лесу или на берегу реки, малыши превращал в игрушки и одушевлял их.
Для детских забав ханты и манси использовали глухариный или куропачий зоб. Еще влажный зоб надували и вешали сушить. Когда зоб высыхал, в него вкладывали дробинки или камешки и зашивали. Получалась погремушка, в виде баранки. Услышав звук, ребенок переставал плакать, улыбался и тянулся к ней ручками.
Девочки играли куклами – «акань», которую шили мамы и бабушки. Смастерить такую куклу было совсем просто делали так, туловище из свернутого в жгут лоскута, к нему пришита широкая юбка с несколькими полосками, а на голове – косички из ниток. С такой куклой девочки играли долгие зимние вечера, ведь по обычаю, с наступлением сумерек дети не должны были оставаться на улице.
Воспитатель: на этом наша экскурсия закончена. У вас есть немного времени, чтобы самостоятельно познакомится с экспонатами музея. Если у вас будут вопросы, мы постараемся на них ответить.
(звучит музыка, гости рассматривают экспонаты)
Воспитатель: дорогие гости, мы рады были познакомить вас с нашим музеем. На память предлагаем вам сфотографироваться с понравившимися уголками музея. До свидания.
|